Супервизия в помогающих профессиях


Я знаю, как на мед садятся мухи
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя

Франсуа Вийон

Но кто позаботится и кто защитит тех, кто сам оказывает помощь?
Ювенал, «Сатиры»

Никогда не бойтесь просить о помощи.
Не волнуйтесь по поводу «глупых» вопросов.
Никто из специалистов не должен быть в изоляции.

В последнее время в России одним уже из традиционных  методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологического консультирования становится супервизия. При этом, В США и странах Западной Европы это направление  психологической практики активно развивается в течение последних трех-четырех десятилетий и практикуется в организациях образовательной и социальной сфер, системы здравоохранения, в психологическом и организационном консультировании и является одним из ключевых факторов их роста и профессионального развития, самых важных методов профилактики профессионального выгорания, методом развития профессионального сознания,  необходимым условием сохранения «профессиональной формы» специалистов помогающих профессий. 

Центром для развития института супервизии в Европе являются ведущие университеты страны, которые заинтересованы в повышении качества образования психологов, поддержке молодых и опытных специалистов, своих выпускников.

Определения термина "супервизия"

Супервизия – новое для России направление работы с профессионалом, целью которого является увеличение целенаправленности профессиональных действий, повышение квалификации и повышение степени удовлетворенности собственной работой. Предметом супервизии является анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей специалиста.
Супервизия – инструмент совершенствования профессиональной деятельности и повышения уровня специалиста Цыганова Е.С., Маскалева А.Ф. Супервизорство как новая технология социальной работы в России
Супервизия – запланированный регулярный период времени, которое работник и супервизор использует для обсуждении проделанной работы, а также для обучения и развития работника.
Супервизия – это технология, включающая в себя подготовку социального работника, его последующий профессиональный рост и профилактику профессиональных рисков. Цыганова Е.С., Маскалева А.Ф. Супервизорство как новая технология социальной работы в России
Супервизия – одно из обязательных условий эффективной работы любого психолога-практика, в качестве цели которой могут выступать различные моменты:
• личностное и профессиональное развитие, увеличение компетентности начинающих психологов, получение обратной связи о пройденном ими обучении (Kern, 1996);
• обогащение их навыков, рассмотрение отдельных случаев, развитие профессиональной идентичности (Agnew et al., 2000; Crutchfield & Borders, 1997),
• повышение у молодых специалистов уверенности в себе и способности самостоятельно выстраивать свою практику (Benshoff & Paisley, 1996). Арчакова Т.О. Супервизия и научное руководство для начинающих психологов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psyjournals.ru/articles/21865.shtml

В каких случаях следует обращаться к супервизору?

РАБОТА С СУПЕРВИЗОРОМ

Она особенно необходима в том случае, если специалист:

• Слишком вовлекается в проблему клиента и теряет профессиональную объективность.

• Может застрять на такой модели помощи клиенту, в результате которой у клиента не появляется мотивация помогать себе самостоятельно.

• Эмоционально вовлекается в проблему клиента, особенно когда ситуация вызывает у работника собственные воспоминания.

• Продолжает выполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, в то время как взгляд «со стороны» и обсуждение могли бы оказаться более полезными.

• Берет слишком много работы, постоянно помогает другим и начинает страдать от «сгорания».

• Испытывает трудности при завершении работы с клиентом.

при эмоциональном выгорании  (нет сил, депрессивное состояние, подавленность, собственная терапевтическая несостоятельность «А надо ли мне оставаться в этой профессии?», и т.д.);

  • неудовлетворенности своей работой и совместное исследование внутренних противоречий специалиста;
  • получении поддержки, признательности, осознание своей идентичности;
  • когда есть растерянность, тревога, чувство неуверенности, «что-то со мной не так»
  • ситуации с трудными клиентами, в обретении новых смыслов, нового видения;
  • хочется получить доступ к блокированным переживаниям, и таким ообразом, осознать их;
  • осознать переносные реакции клиента и свои контрпереносные, с помощью супервизора;
  • обнаружении «слепых пятен»;
  • совместном поиске ресурсов;
  • профессиональное обсуждение конкретного запроса:
  • специалист просит понаблюдать за тем, куда и во что вовлекает его клиент при взаимодействии со специалистом;
  • вопросы, касающиеся непосредственно самого процесса в терапии, происходящие между терапевтом и клиентом;
  • оценка терапевтической работы (для осознания роста профессиональной идентичности специалиста в своей профессии)

    И этот список можно продолжать…