Супервизия в помогающих профессиях
Я знаю, как на мед садятся мухи
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя
Франсуа Вийон
Но кто позаботится и кто защитит тех, кто сам оказывает помощь?
Ювенал, «Сатиры»
Никогда не бойтесь просить о помощи.
Не волнуйтесь по поводу «глупых» вопросов.
Никто из специалистов не должен быть в изоляции.
В последнее время в России одним уже из традиционных методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологического консультирования становится супервизия. При этом, В США и странах Западной Европы это направление психологической практики активно развивается в течение последних трех-четырех десятилетий и практикуется в организациях образовательной и социальной сфер, системы здравоохранения, в психологическом и организационном консультировании и является одним из ключевых факторов их роста и профессионального развития, самых важных методов профилактики профессионального выгорания, методом развития профессионального сознания, необходимым условием сохранения «профессиональной формы» специалистов помогающих профессий.
Центром для развития института супервизии в Европе являются ведущие университеты страны, которые заинтересованы в повышении качества образования психологов, поддержке молодых и опытных специалистов, своих выпускников.
- практика становления профессиональной идентичности;
- способ заботы о клиенте;
- путь профилактики профессионального выгорания.
Она особенно необходима в том случае, если специалист:
• Слишком вовлекается в проблему клиента и теряет профессиональную объективность.
• Может застрять на такой модели помощи клиенту, в результате которой у клиента не появляется мотивация помогать себе самостоятельно.
• Эмоционально вовлекается в проблему клиента, особенно когда ситуация вызывает у работника собственные воспоминания.
• Продолжает выполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, в то время как взгляд «со стороны» и обсуждение могли бы оказаться более полезными.
• Берет слишком много работы, постоянно помогает другим и начинает страдать от «сгорания».
• Испытывает трудности при завершении работы с клиентом.
Обучение по программе дополнительного профессионального образования проходит в Северном Арктическом Федеральном Университете им.М.В.Ломоносова.
Продолжительность обучения — 3 года
За дополнительной информацией Вы можете обратиться к руководителю программы — Татьяна Булыгина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ВШПиПО САФУ, супервизор.
Определения термина "супервизия"
Супервизия – новое для России направление работы с профессионалом, целью которого является увеличение целенаправленности профессиональных действий, повышение квалификации и повышение степени удовлетворенности собственной работой. Предметом супервизии является анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей специалиста.
Супервизия – инструмент совершенствования профессиональной деятельности и повышения уровня специалиста Цыганова Е.С., Маскалева А.Ф. Супервизорство как новая технология социальной работы в России
Супервизия – запланированный регулярный период времени, которое работник и супервизор использует для обсуждении проделанной работы, а также для обучения и развития работника.
Супервизия – это технология, включающая в себя подготовку социального работника, его последующий профессиональный рост и профилактику профессиональных рисков. Цыганова Е.С., Маскалева А.Ф. Супервизорство как новая технология социальной работы в России
Супервизия – одно из обязательных условий эффективной работы любого психолога-практика, в качестве цели которой могут выступать различные моменты:
• личностное и профессиональное развитие, увеличение компетентности начинающих психологов, получение обратной связи о пройденном ими обучении (Kern, 1996);
• обогащение их навыков, рассмотрение отдельных случаев, развитие профессиональной идентичности (Agnew et al., 2000; Crutchfield & Borders, 1997),
• повышение у молодых специалистов уверенности в себе и способности самостоятельно выстраивать свою практику (Benshoff & Paisley, 1996). Арчакова Т.О. Супервизия и научное руководство для начинающих психологов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psyjournals.ru/articles/21865.shtml
В каких случаях следует обращаться к супервизору?
РАБОТА С СУПЕРВИЗОРОМ
Она особенно необходима в том случае, если специалист:
• Слишком вовлекается в проблему клиента и теряет профессиональную объективность.
• Может застрять на такой модели помощи клиенту, в результате которой у клиента не появляется мотивация помогать себе самостоятельно.
• Эмоционально вовлекается в проблему клиента, особенно когда ситуация вызывает у работника собственные воспоминания.
• Продолжает выполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, в то время как взгляд «со стороны» и обсуждение могли бы оказаться более полезными.
• Берет слишком много работы, постоянно помогает другим и начинает страдать от «сгорания».
• Испытывает трудности при завершении работы с клиентом.
при эмоциональном выгорании (нет сил, депрессивное состояние, подавленность, собственная терапевтическая несостоятельность «А надо ли мне оставаться в этой профессии?», и т.д.);
- неудовлетворенности своей работой и совместное исследование внутренних противоречий специалиста;
- получении поддержки, признательности, осознание своей идентичности;
- когда есть растерянность, тревога, чувство неуверенности, «что-то со мной не так»
- ситуации с трудными клиентами, в обретении новых смыслов, нового видения;
- хочется получить доступ к блокированным переживаниям, и таким ообразом, осознать их;
- осознать переносные реакции клиента и свои контрпереносные, с помощью супервизора;
- обнаружении «слепых пятен»;
- совместном поиске ресурсов;
- профессиональное обсуждение конкретного запроса:
- специалист просит понаблюдать за тем, куда и во что вовлекает его клиент при взаимодействии со специалистом;
- вопросы, касающиеся непосредственно самого процесса в терапии, происходящие между терапевтом и клиентом;
- оценка терапевтической работы (для осознания роста профессиональной идентичности специалиста в своей профессии)
И этот список можно продолжать…